Обучение детей с умственной отсталостью осуществляется на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599).
АООП для обучающихся с умственной отсталостью имеет 2 варианта:
- 1-й вариант - для детей с легкой умственной отсталостью. Эти дети обучаются по специальным учебникам для обучающихся с умственной отсталостью, получают нецензовое образование, проходят итоговую аттестацию по трудовому обучению и получают по окончании обучения свидетельство об обучении;
- 2-й вариант - для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с множественными нарушениями развития. Эти обучающиеся получают нецензовое образование. В этом варианте обучение осуществляется по специальной индивидуальной программе развития с использованием дидактических средств, разрабатываемых учителем индивидуально для каждого обучающегося.
Для обеспечения образования обучающихся с умственной отсталостью в условиях введения новых образовательных стандартов в Федеральный перечень учебников включены 110 специальных учебников для данной категории учащихся с 1 дополнительного по 9 классы, подготовленные тремя издательствами:
-АО “Издательство «Просвещение»,
-ООО “ГИЦ ВЛАДОС”,
-ООО «Современные образовательные технологии».
Из них 31 учебник для учащихся 1 дополнительного — 4х классов, 79 учебников для обучающихся 5-9 классов (из них 25 учебников — учебники предметной области «Технология»). 90% учебников для обучающихся с умственной отсталостью подготовлены издательством «Просвещение».
Обучение умственно отсталых детей должно быть организовано только с использованием специальных, учитывающих особенности их психофизиологического развития и особые образовательные потребности, учебников (в комплексе со специализированными приложениями, дидактическими материалами, рабочими тетрадями).
Вошедшие в Федеральный перечень учебники для обучающихся 1 дополнительного — 4 классов составлены в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью. Предметное содержание учебников, их методический аппарат, текстовый и иллюстративный ряды ориентированы на имеющиеся у ребенка возможности компенсации нарушения (или сочетанных нарушений) развития, на возможность формирования у умственно отсталого ребенка жизненной компетенции, специальную направленность на общее и речевое развитие обучающихся.
Помимо учебников в МК входят рабочие тетради, методические рекомендации для учителя, электронные варианты учебников.